(063) 660-16-99
(096) 863-54-55
(050) 590-45-06
gor@advocat.kharkov.ua

"...Порядочность, профессионализм, работа до положительного результата..."

Ответ по ВЭД

1.      Имеется компания - нерезидент (Венгрия), которая является кредитором ООО -1 и ООО-2 по договору поставки оборудования с длительной рассрочкой платежа. У компании возникли проблемы между собственниками на предмет разделения имущества. Необходимо перевести долги украинских компаний на другое юридическое лицо - нерезидента с целью сохранения существующей задолженности и максимальным сокращением связи между предыдущим кредитором и новым кредитором с соблюдением  норм валютного регулирования в Украине.

2.      Имеется компания нерезидент (Германия), у которой возникли аналогичные проблемы. При этом компания является учредителем украинских предприятий. Необходимо построить схему выхода из предприятия-нерезидента из состава учредителей украинских предприятий с передачей долей новому собственнику с минимальными обязательствами нового собственника перед предыдущим.

 

  1. Вопрос: перевод договора с рассрочкой платежа (вариант товарного кредита), заключенного между резидентом и нерезидентом на другого нерезидента с последующей оплатой долга немецкой фирме.

 Первый вариант – выдача нерезидентом-1 переводного векселя нерезиденту-2, по которому плательщиком выступает резидент вызвает сомнение следующего характера: НБУ в своем письме от 14.08.1998 г. № 13-124/1411 указывает на то, что во внешнеэкономических операциях резидент может выписывать в пользу нерезидента только простой вексель. У нас ситуация несколько отличается, но и в случае выписки нерезидентом-1 переводного векселя в пользу нерезидента-2, по которому плательщиком выступает – резидент Украины возникнет следующая ситуация.

Согласно Декрету  КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля»:

"валютные ценности" – это:

… ценные бумаги (акции, облигации… векселя (тратты) … другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины …, в иностранной валюте.

Для целей этого Декрета

 "валюта Украины" понимается как собственно валюта Украины, так и … ценные бумаги, выраженные в валюте Украины;

 "иностранная валюта" понимается как собственно иностранная валюта, так … и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или банковских металлах;

"валютные операции" - операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, за исключением операций, которые осуществляются между резидентами в валюте Украины; … операции, связанные со ввозом, вереводом и пересылкой на территорию Украины и вывозом, переводом и пересылкой за ее границы валютных ценностей;

 Статья 5  Декрета:

4. Индивидуальные лицензии выдаются резидентам и нерезидентам на осущ

ествление разовой валютной операции на период, необходимый для осуществления такой операции. Индивидуальной лицензии требуют следующие операции:

а) вывоз, перевод и пересылка за границы Украины валютных ценностей, за исключением:

платежей в иностранной валюте, которые осуществляются резидентами за границы Украины во исполнение обязательств в этой валюте перед нерезидентами относительно оплаты продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других имущественных прав, за исключением оплаты валютных ценностей.

             Таким образом, оплата резидентом по переводному векселю, выданного векселедателем - нерезидентом в пользу второго нерезидента-векселедержателя означает оплату валютних ценностей, что требует индивидуальной лицензии НБУ. То есть требует лицензии именно факт оплаты по переводному векселю, а не сам акцепт векселя резидентом.

Вышеуказанное в равной степени относится к простому векселю в случае, когда резидент-векселедатель выдаст вексель нерезиденту-1, при этом вывоз валютной ценности за пределы Украины  лицензируется, но даже без вывоза простого векселя за рубеж в случае индоссамента данного векселя в пользу векселедержателя-нерезидента-2, по которому будет происходить оплата в иностранной валюте резидентом –ООО,  требует лицензии т.к. все равно происходит не оплата во исполнение обязательств перед нерезидентом относительно оплаты продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других имущественных прав, а оплата валютной ценности.

            Порядок получения такой лицензии утвержден постановлением Правления НБУ от 29.01.2003 гоад № 36 (зарегистр. в Минюсте 05.02.2003 года за №. 90/7411) «Положення про порядок видачі резидентам індивідуальних ліцензій Національного банку України на переказування іноземної валюти за межі України з метою оплати валютних цінностей». Срок выдачи 20 рабочих дней (+10 рабочих дней в случае необходимости дополнительных документов).

             Потому предпочтительно в даной ситуации заключение договора цессии.

            Данный договор желательно заключать на территории Украины, так как существенные условия данного договора и его форма будут определяться законодательством Украины.

Положением о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденным Приказом Министерства экономики и по вопросам эвропейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201 (регистр. в Минюсте 21.09.2001 г. за № 833/6024) определены основные моменты, которые должны быть отражены в договоре. Данный договор является внешнеэкономическим контрактом.

 Этап 1

Между сторонами  договора товарного кредита рекомендуется составить Протокол (акт сверки), который подтверждает сумму задолженности, в т.ч. по процентам за пользование товарным кредитом (если есть таковые). В этом документе также должен быть указан срок выполнения обязательств.

 Этап 2

Составляется договор уступки права требования  между венгерской и немецкой фирмой. При этом желательно, чтобы данный договор был трехсторонним.

Этот договор должен быть подчинен праву Украины (в частности, нормам Гражданского кодекса, регулирующим цессию и перевод долга). При этом дата заключения этого договора может не совпадать с датой составления Протокола. В договоре цессии должна быть сделана оговорка о том, что ООО – резидент принимает на себя обязательства и по Протоколу, а также для ООО передается сам протокол.

 Этап 3

Место заключения договора цессии - г. Харьков, Украина.

Цедент передает, а цессионарий принимает на себя право истребования долга и стает новым кредитором по Договору между цедентом, цессионарием и должником. Любой спор, разногласие или требование, вытекающие из договора или связанные с ним или касающиеся его нарушения, прекращения или недействительности, подлежат окончательному разрешению в МКАС в г. Киеве.

Этап 4

Происходит погашение задолженности ООО немецкой фирме. Необходимо будет покупать валюту на межбанковском валютном рынке. В соответствие с Правилами осуществления операций на межбанковском валютном рынке Украины, утвержденных Постановлением НБУ Украины № 127 от 18.03.1999 г. применительно к данной ситуации при покупке валюты в банк должны быть предоставлены следующие документы (п 2.3):

            Договор с нерезидентом

            Акт выполненных работ или другой документ, подтверждающий выполнение работ

            Документы, которые предусмотрены для документарной формы расчетов (аккредитив, инкассо), вексельной формы расчетов (вексель, которым резидент- импортер оформил задолженность перед нерезидентом по внешнеэкономискому догоовру).

Справка из налоговой инспекции (при покупке валюты на сумму 10 тыс. долл. США).

В соответствии с Законом Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» купленная на межбанковском рынке валюта подлежит перечислению нерезиденту в течение 5 банковских дней с момента ее зачисления на банковский счет резидента.

 Если речь идет о процентах по товарному кредиту, то в связи с заключением между Украиной и Федеративной Республикой Германии соглашения о избежании двойного налогообложения ООО в соответствии с Порядком освобождения уменьшения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины в соответствии с международными договорами Украины об избежании двойного налогообложения (утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. № 470) необходимо будет получить справку от немецкой фирмы о ее резидентности. Это необходимо с целью уменьшения налогообложения доходов, перечисленных нерезиденту.

Статьей 18.1 Закона о прибыли установлена приоритетность применения норм международного договора, которые согласно ст.9 Конституции Украины являются частью национального законодательства Украины.

            При осуществлении выплат (процентов) нерезиденту при наличии действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения применяются:

 - Постановление КМУ от 06.05.2001 г. №  470 «Об утверждении Порядка освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником  их происхождения с Украины согласно с международными договорами Украины об устранении двойного налогообложения»;

- Порядок составления расчета налога на прибыль нерезидента, осуществляющего деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденного приказом ГНА Украины от 31.07.97 г. № 274 и зарегистрированного в Минюсте 28.08.97 г. № 352/2156, с изменениями и дополнениями;

-  Порядок предоставления отчетов о выплаченных доходах, об удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов, утвержденного приказом ГНА Украины от 16.01.98 г. № 28 (в редакции от 29.03.2002 года Приказа № 140).

 Поскольку нерезидент имеет право на использование преимуществ международного договора при условии предоставления письменного подтверждения о том, что он является лицом, на которое распространяются положения этого договора, такие подтверждения должны соответствовать требованиям п.4.2 и 4.3 Порядка № 274:

 «4.2. Право на використання переваг договору надається податковим органом за умови подання письмового підтвердження про те, що нерезидент є особою, на яку поширюються положення цього договору. Якщо інше не погоджено між компетентними органами, письмове підтвердження складається на офіційному бланку і включає таку обов'язкову інформацію:

- повна назва або ім'я нерезидента;

- чітке повідомлення, що нерезидент є особою, на яку поширюються положення договору, та підстава (причина) вважати нерезидента згаданою особою. У випадку договорів про уникнення подвійного оподаткування - це повинно бути повідомлення про те, що нерезидент є особою, яка відповідно до законодавства іншої країни підлягає оподаткуванню в цій країні на підставі постійного місця перебування, місця проживання або іншого критерію. Якщо критерій визначено в самому договорі, то вказується номер статті, в якій міститься це визначення;

- повна назва компетентного органу, повне ім'я та підпис посадової особи компетентного органу, яка засвідчує письмове підтвердження. Компетентним є орган, визначений таким у самому договорі. У разі, коли в договорі не визначено, який орган є компетентним, то вважається, що компетентним органом є податковий орган відповідної країни;

- дата видачі підтвердження.

4.3. Письмове підтвердження, належним чином легалізоване, разом із офіційним перекладом українською мовою подається платником податку до державного податкового органу за своїм місцезнаходженням».

Постановлением КМУ № 470 предусмотрено:

4. Підставою для звільнення (зменшення) від оподаткування доходів із джерелом їх походження з України є подання нерезидентом з урахуванням особливостей, передбачених пунктами 5 і 6 цього Порядку, особі, яка виплачує йому доходи, довідки (або її нотаріально засвідченої копії), яка підтверджує, що нерезидент є резидентом країни, з якою укладено міжнародний договір (далі - довідка), а також інших документів, якщо це передбачено міжнародним договором.

Довідка видається компетентним органом відповідної країни, визначеним міжнародним договором, за формою згідно з додатком 1 або згідно із законодавством такої країни. Довідка, яка надається за формою, затвердженою згідно із законодавством відповідної країни, повинна бути належним чином легалізована, перекладена відповідно до законодавства України та обов'язково містити таку інформацію:

повну назву або прізвище нерезидента;

підтвердження, що нерезидент є особою, на яку поширюється дія положення міжнародного договору, тобто відповідно до законодавства відповідної країни підлягає оподаткуванню в цій країні на підставі постійного місцеперебування (місця проживання) або на іншій підставі;

назву компетентного органу, прізвище та підпис уповноваженої особи компетентного органу, яка засвідчує підтвердження;

дату видачі.

Довідка дійсна в межах календарного року, в якому вона видана.

Ни один законодательный акт не обязывает получать согласие налоговой службы на применение льгот в соответствии с международными договорами.

 Учитывая вышеизложенное, при условии предварительного представления нерезидентом налоговой службе и в банк подтверждений о праве использования преимуществ международного договора, предоставленных компетентным органом другой страны, налогообложение такого нерезидента должно осуществляться согласно соответствующим положениям такого договора (то есть речь идет о прямом применении норм договоров).

 Нельзя исключать, что прямое применение положений действующих международных договоров Украины, то есть путем неуплаты налога на репатриацию,  может вызвать дополнительные вопросы налоговой службы.

Согласно п.13.1 ст.13 Закона «О налогообложении прибыли предприятий", резидент, осуществляющий в пользу нерезидента любую выплату из дохода с источником происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом, обязан удерживать при выплате такого дохода и дополнительно уплачивать налог на репатриацию доходов в размере 15% от суммы дохода за счет такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами международных соглашений, которые вступили в силу.

В соответствии с п.16.13 ст.16 Закона о прибыли ответственность за удержание и перечисление в бюджет налога на доходы нерезидентов несут налогоплательщики, осуществляющие соответствующие выплаты, то есть резиденты. Источником уплаты указанных налогов является сумма соответствующих выплат. В соответствии с п.16.14 ст.16 Закона о прибыли уплата налога другими, кроме налогоплательщика, лицами не разрешается.

Соглашение между Украиной и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения относительно налогов на доход и имущество (далее - Соглашение) подписано 03.07.95 г. и вступило в силу с 04.10.96 г. В соответствии со ст.11 Соглашения проценты могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, то налог, взыскиваемый таким образом, не должен превышать:

a) 2% от валовой суммы процентов, выплачиваемых по ссудам любого вида, которые предоставляются банком или другим финансовым учреждением;

б) 5% от валовой суммы процентов во всех других случаях.

Учитывая, что Соглашение в настоящее время является действующим, нерезидент имеет право воспользоваться правом уплаты налога с доходов, полученных в виде процентов, по ставке 5 процентов.

 Относительно легализации:

С 22 декабря 2003 г. для Украины вступила в силу Гаагская Конвенция, которая отменяет требование легализации иностранных официальных документов (далее - Конвенция).

            Официальные документы, которые используются на территории государств - участниц Конвенции, должны быть засвидетельствованы специальным штампом "Apostille" (далее - апостиль), проставленным компетентным органом государства, в котором был составлен документ.

Конвенция применяется в отношениях с государствами, которые не высказали возражение против присоединения Украины к Конвенции.

Венгрия подписала данную конвенцию. Возражения против присоединения Украины к Конвенции высказали Бельгия и Федеративная Республика Германия. В соответствии со ст. 12 Конвенции это значит, что на территории Украины не будут приниматься документы этих стран (Бельгими и ФРГ), заверенные апостилем, а продолжает применяться требование соблюдения процедуры консульской легализации.

 При этом относительно налогового статуса нерезидента согласно консультации, опубликованной в «Вестник налоговой службы Украины» - (официальном органе ГНАУ) № 19, май 2004 года, которая приравнивается к налоговому разъяснению (согласно пп «Г» пп 4.4.2. п. 4.2 ст. 4 Закона-2181):

В соответствии с договоренностями, достигнутыми между ГНА Украины и Федеральным министерством финансов ФРГ, справка о статусе резидента компании, выданная местным налоговым органом ФРГ, является единой формой подтверждения права на преимущества, предусмотренные вышеупомянутым Соглашением, и направляется в оригинале на официальном бланке местного налогового органа ФРГ без ее легализации украинским и немецким языками в государственную налоговую инспекцию по местонахождению украинского налогоплательщика.  Упомянутая форма согласно  дополнению 1 к Порядку № 470 местным налоговым органом ФРГ не принимается и не удостоверяется.

В случае возникновения сомнений относительно достоверности предоставленной справки налоговые инспекции Украины или предприятие, выплачивающее доходы нерезиденту, направляют к ГНА Украине копию предоставленной справки с объяснением причин сомнения в достоверности справки для целей составления дальнейшего запроса в компетентный орган Германии (последний абзац п. 4 Порядка № 470).

 Кроме того, есть еще и Письмо ГНАУ от 17.05.2004 года № 8780/7/12-0117 «Про дію Конвенції, що скасовує вимогу легалізації іноземних офіційних документів»

… Однак, для резидентів ФРН зберігається порядок видачі на офіційних бланках місцевими податковими органами ФРН довідок про податковий статус та відповідно прийняття таких довідок державними податковими інспекціями України без консульської легалізації, викладений листом ДПА України від 26.05.98 року N 6157/10/12-0217 ДСК.

Відповідно до положень Конвенції довідки про статус податкового резидента за формою згідно із законодавством країн, з якими укладено міжнародні договори про уникнення подвійного оподаткування, звільняються від консульської легалізації як формальної процедури, що вимагає обов'язкового посвідчення документів компетентних органів таких країн в консульській установі України.

Єдиною формальною вимогою, що має місце при застосуванні Конвенції, - це проставлення апостиля ("Apostille") компетентним органом держави - учасниці Конвенції…»

 Но это касается только налогового статуса нерезидента. 

  1. Смена учредителей.

 Для осуществления данной операции необходим ряд условий: отчуждаемая доля в УФ должна быть внесена полностью, имущество ООО не должно находиться в налоговом залоге, не попасть под антиконкурентные действия (сфера действия Антимонопольного комитета).

 Так, согласно ст. 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»

Концентрацией считается, в частности:

«безпосереднє або опосередковане придбання, набуття у власність іншим способом чи одержання в управління часток (акцій, паїв), що забезпечує досягнення чи перевищення 25 або 50 відсотків голосів у вищому органі управління відповідного суб'єкта господарювання».

 Стаття 24. Випадки, в яких необхідне отримання дозволу на концентрацію суб'єктів господарювання

«Концентрація може бути здійснена лише за умови попереднього отримання дозволу Антимонопольного комітету України чи адміністративної колегії Антимонопольного комітету України:

- у випадках, передбачених частиною другою статті 22 цього Закону та іншими актами законодавства, коли сукупна вартість активів або сукупний обсяг реалізації товарів учасників концентрації, з урахуванням відносин контролю, за останній фінансовий рік, у тому числі за кордоном, перевищує суму, еквівалентну 12 мільйонам євро, визначену за курсом Національного банку України, що діяв в останній день фінансового року, і при цьому:

- вартість (сукупна вартість) активів або обсяг (сукупний обсяг) реалізації товарів, у тому числі за кордоном, не менш як у двох учасників концентрації, з урахуванням відносин контролю, перевищує суму, еквівалентну 1 мільйону євро, визначену за курсом Національного банку України, що діяв в останній день фінансового року у кожного, та

- вартість (сукупна вартість) активів або обсяг (сукупний обсяг) реалізації товарів в Україні хоча б одного учасника концентрації, з урахуванням відносин контролю, перевищує суму, еквівалентну 1 мільйону євро, визначену за курсом Національного банку України, що діяв в останній день фінансового року».

 Сама регистрация изменений к учредмительным документам происходит следующим образом:

Согласно Закону Украины от 15 мая 2003 года № 755-IV «О государственной регистрации  юридических лиц и физических лиц – предпринимателей»

Стаття 8. Вимоги до оформлення документів, які подаються державному реєстратору

1. Документи … повинні бути викладені державною мовою.

5. … Підписи засновників (учасників) на установчих документах повинні бути нотаріально посвідчені. У випадках, які передбачені законом, установчі документи повинні бути погоджені з відповідними органами державної влади.

Внесення змін до установчих документів юридичної особи оформляється окремим додатком або викладенням установчих документів у новій редакції. На титульній сторінці додатка до установчих документів юридичної особи робиться відмітка про те, що зазначені документи є невід'ємною частиною відповідних установчих документів.

6. Документ про підтвердження реєстрації іноземної юридичної особи в країні її місцезнаходження повинен бути легалізований у встановленому порядку.

Стаття 29. Державна реєстрація змін до установчих документів юридичної особи

1. Для проведення державної реєстрації змін до установчих документів юридичної особи … повинні подати такі документи:

заповнену реєстраційну картку на проведення державної реєстрації змін до установчих документів юридичної особи;

нотаріально посвідчену копію рішення засновників (учасників) юридичної особи або уповноваженого ними органу, яким затверджено зміни до установчих документів;

оригінал установчих документів юридичної особи з відміткою про їх державну реєстрацію;

два примірники змін до установчих документів юридичної особи та два примірники установчих документів у новій редакції, або два примірники установчих документів у новій редакції;

документ, що підтверджує внесення реєстраційного збору за проведення державної реєстрації змін до установчих документів.

3. У разі внесення змін до установчих документів, які пов'язані із зміною складу засновників (учасників) юридичної особи … додатково подається копія рішення про вихід юридичної особи із складу засновників (учасників), завірена в установленому порядку …

В соответствии с Законом Украины «О нотариате» документы, которые составлены за границей с участием иностранных властей или которые от них исходят, принимаются нотариусами при условии их легализации органами Министерства иностранных дел Украины. Легализация документов – предоставление юридической силы документам, которые изданы на территории иностранного государства. Эти документы должны быть нотариально удостоверены по месту их выдачи, переведены на украинский или русский язык и легализованы в консульском учреждении Украины. В соответствии со ст. 54 Консульского устава Украины... Консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей...

 Подписывать документы будет представитель, поэтому для законности доверенности представителя, двереность должна быть подписана уполномоченным на такие действия лицом (согласно Уставу нерезидента), заверена нотариусом по месту нахождения нерезидента, легализована, переведена на украинский язык (возможно в Украине), а подпись переводчика, сделавшего перевод с иностранного на укр.язык, должна быть заверена нотариусом. При таких условиях доверенность будет являться оформленной с учетом требований законодательства.

 Таким образом, (поскольку согласно ст. 142 ГК учредительный договор для ООО более не имеет признака обязательности) для выхода участника из состава ООО необходимо документально оформить:

Решение (заявление) участника о выходе из состава участников ООО-резидента.

Изменения к уставу ООО-резидента.

Надлежащий документ, подтверждающий статус нового участника (легализованное подтверждение нахождения в торговом, судебном или банковском реестре).

Надлежашие доверености на представителей нерезидентов.

Протокол собрания участников о смене учредителей, выходе участника, о согласии на уступку доли участника иным лицам. (Так, участники общества имеют преимущественное право на приобретение доли участника пропорционально размерам своих частей, если уставом общества не установлено другое. При этом покупка осуществляется по цене и на условиях, на которых доля предлагалась для продажи третьим лицам).

Закон «О режиме иностранного инвестирования» № 93/96 требует, чтобы учредительные документы ПИИ включали все сведения, предусмотренные для той организационно-правовой формы, в которой оно создано, а также информацию о государственной принадлежности его учредителей.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона «Об инвестиционной деятельности» основным правовым документом, который регулирует взаимоотношения между субъектами инветсиционной деятельности является договор (соглашение). Согласно ст. 5 этого Закона субъекты инвестиционной деятельности – это инвесторы и участники.

Это же укзано в п. 1.5. Постановления НБУ - 482 (о котором далее по тексту): Инвестор осуществляет инвестиционную деятельность в Украине на основании договора (соглашения). Инвестиция считается прекращенной по решению сторон или на основании решения правомочного государственного органа, которое принято соответственно в статью 21 Закона Украины  "Об инвестиционной деятельности".

            Таким оьразом, необходимо также заключить новый инвестиционный договор (но не для органа регистрации).

В самом ООО операция по смене учредителей не влечет за собой никаких последствий в налоговом учете ООО. Размер уставного фонда общества не меняется. В бухгалтерском учете также никакие записи не проводятся, поскольку именно общество никаких начислений и выплат не осуществляет (расчеты с участником осуществляются по покупке доли). Единственное, что следует сделать: в аналитическом учете счета 40 "Уставный капитал" необходимо внести изменения, которые касаются состава и размера вкладов участников.

 Учитывая, что в данном случае имет место предприятие с иностранными инвестициями, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в управлении внешнеэкономичсеких связей, а, именно, изменения в информационном уведомлении о внесении иностранной инвестиции, связанные с изменением инвестора и формы инвестиции (путем подания нового уведомления, которое подписывает представитель нового инвестора).

            Согласно ст. 17 Закона «О режиме иностранного инвестирования» № 93, скорее всего (ввиду недостатка информации), имеют место быть в данном случае такие виды инвестиции у старого инвестора:

-          иностранная валюта (1-й группа Классификатора иностранных валют);

-          движимое имущество и связанные с ним имущественные права;

-          ценные бумаги.

Форма инвестиции у старого инвестора – (скорее всего) долевое участие в предприятии, созданном совместно с украинскими резидентами;

Форма инвестиции у нового инвестора – приобретение доли в действующем предприятии.

 Эти изменения и подлежат регистрации в управлении ВЭС – форма инвестиции и инвестор.

Порядок такой регистрации определен Постановлением КМУ от 07.08.1996 года № 928.

 Подпунктом 4.14 п. 4 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной Приказом  ГНАУ от 19.02.1998 года № 80 (зарегистр. в Минюсте 16.03.1998 года за № 172/2612) определено:

«Якщо власниками, засновниками платника податків є юридичні особи, то при взятті на податковий облік вони зобов'язані подати:

для нерезидентів - документи, що свідчать про реєстрацію (створення) іноземної юридичної особи (нерезидента) в країні її місцезнаходження (витяг із торговельного, банківського або судового реєстру тощо). Ці документи повинні бути засвідчені відповідно до законодавства країни їх видачі, перекладені на українську мову та легалізовані в консульській установі України, якщо міжнародними договорами, у яких бере участь Україна, не передбачено інше. Зазначені документи можуть бути засвідчені також у посольстві відповідної держави в Україні та легалізовані в Міністерстві закордонних справ України».

 Негативный момент:

На сегодня существует Положение о порядке осуществления  в денежной форме иностранных инвестиций в Украину и возврата иностранному инвестору его инвестиции, а также репатриации прибыли, доходов, иных средств, полученных от инвестиционной деятельности в Украине, утвержденное Постановленем Правления НБУ от від 14 жовтня 2004 року № 482 (рег. в Минюсте 01.11.2004 года № 1395/9994)

«1.1. объект инвестиции - любое имущество, в том числе основные фонды, нематериальные активы, корпоративные права, ценные бумаги и их производные.

2.1. Инвестиционная деятельность нерезидентов в Украине может проводиться только со счета нерезидента-инвестора, открытого в уполномоченном банке.

2.2. Для осуществления инвестиций иностранная валюта со счета нерезидента-инвестора продается на межбанковском валютном рынке Украины, а полученные средства в гривнях перечисляются на открытый в уполномоченном банке счет нерезидента-инвестора в национальной валюте, с которого нерезидент осуществляет инвестицию в Украине.

3.2. Расчеты за объект инвестиции, который принадлежит нерезиденту, осуществляются исключительно через счета, открытые в уполномоченных банках Украины в гривнях, за исключением расчетов по операциям, определенным пунктами 3.7 и 3.10 этой главы:

если покупателем объекта инвестиции есть нерезидент, то средства в гривнях перечисляются со счета нерезидента-инвестора, который является покупателем, на счет нерезидента-инвестора, который является продавцом;

Отмеченные расчеты между резидентом и нерезидентом или между нерезидентами не нуждаются в получении индивидуальной лицензии Национального банка Украины.

3.3. За средства в гривнях, которые получены инвестором от продажи объекта инвестиции в Украине, на межбанковском валютном рынке Украины покупается иностранная валюта, которая зачисляется на счет инвестора в иностранной валюте, открытый в уполномоченном банке.

3.5. Покупка иностранной валюты с целью возврата инвестору осуществленной им инвестиции в Украину, а также репатриации прибылей, доходов, других средств от этих инвестиций осуществляется в соответствии с Правилами осуществления операций на межбанковском валютном рынке Украины, утвержденных постановлением Правления Национального банка Украины от 18.03.99 N 127 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 18.03.99 за N 171/3464 (с изменениями).

Купленная иностранная валюта зачисляется на счет нерезидента-инвестора в иностранной валюте для дальнейшего перечисления этих средств инвестору за границу или осуществление последним новой инвестиции на территории Украины в порядке, определенном пунктами 2.1 - 2.6 главы 2 этого Положения.

3.9. Уполномоченные банки осуществляют по поручению инвесторов перечисления за границу прибылей (доходов), полученных ими вследствие осуществления инвестиций, только после подтверждения уплаты налога на прибыль, сборов и других обязательных платежей исключительно через счета нерезидентов-инвесторов, открытые в уполномоченных банках Украины.

Инвестор с целью подтверждения уплаты отмеченных налога и сборов и других обязательных платежей должен подать в уполномоченный банк, в котором открыт счет, заверенную в установленном порядке копию справки налогового органа об оплаченном нерезидентом в Украине налоге на прибыль (доходы) или копию, заверенной в установленном порядке, легализированной справку, выданной компетентным органом соответствующей страны, определенным международным договором, которая подтверждает, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор об избежании двойного налогообложения доходов. Легализация документов не нужна, если международным договором, участником которого является Украина, предусмотрено освобождение документов, выданных за пределами Украины, от процедуры легализации».

 Таким образом, исходя из Постановления НБУ-482:

- нерезидент-2 должен открыть в Украине валютный и гривневый счет, перечислить на свой валютный счет сумму валюты (с учетом банковских комиссионных процентов) для покупки доли в УФ, затем эту валюту продать и зачислить гривну на свой гривневый счет. Далее нерезидент-2 перечисляет эту гривну на открытый нерезидентом-1 (продавцом) счет в гривне, нерезидент-1, покупает валюту и уплачивает либо налог на прибыль (либо применяет договор об устранении двойного налогообложения).

             Согласно Письму НБУ 17.02.2005 №18-211/674-1453:

Доводимо до відома, що ухвалою Печерського районного суду м. Києва від 26.01.2004 року у справі № 2-105-1/05 скаргу Сухи Іво до Міністерства юстиції України на рішення Міністерства юстиції України від 01.11.2004 року про державну реєстрацію постанови Правління Національного банку України від 14.10.2004 р. № 482 "Про затвердження Положення про порядок здійснення в грошовій формі іноземних інвестицій в Україну та повернення іноземному інвестору його інвестиції, а також репатріації прибутків, доходів, інших коштів, одержаних від інвестиційної діяльності в Україні" залишено без розгляду.

В зв'язку з зазначеним, дія частини третьої статті 248-4 Цивільного процесуального кодексу України щодо зупинення застосування постанови Правління Національного банку України від 14.10.2004 р. № 482 припиняється і цей нормативно-правовий акт продовжує діяти з 11.02.2005 року.

Заступник Голови В.Л. Кротюк

Согласно ст. 13 п 13.1 абз. «е» Закона о прибыли в нашем случае действительно возникает объект налогообложения в случае продажи корпоративных прав не по номиналу. Но на территории Украины нет в данном случае резидента или постоянного представитеьства нерезидента (в значении п.п. 1.15-1.17 Закона о прибыли), которые обязаны согласно п. 13.2 Закона о прибыли удерживать налог с источника выплаты.

Продажа доли в даном случае влечет источник происхождения доходов из Украины, но для целей налогообложения - это не хоздеятельность и отсутствует налоговый агент.

Вариант-1 (в случае продажи доли не по номиналу – в Украине заключается договор сномианльой ценой, а за пределами Укрианы два нерезидента заключают доп соглашение (отдельный договор), где указана полная стоимость).

Вариант-2: осуществить сделку по продаже доли за пределами Украины, а затем в суде доказать свою правоту, ссылаясь  на положения международных конвенций, в частности:

 - УГОДА між Україною і Федеративною Республікою Німеччина про сприяння здійсненню і взаємний захист інвестицій ДАТА ПІДПИСАННЯ: 15.02.93 р. ДАТА РАТИФІКАЦІЇ: 11.10.94 р. ДАТА НАБУТТЯ ЧИННОСТІ: 29.06.96 р.

СТАТТЯ 3

1. Кожна із Договірних Сторін забезпечує на своїй території відносно інвестицій, що знаходяться у власності або під впливом громадян або товариств іншої Договірної Сторони і які дозволені та здійснюються відповідно до пункту 2 статті 2 цієї Угоди у відповідності до чинного законодавства Договірної Сторони, режим не менш сприятливий, ніж відносно інвестицій власних громадян і товариств чи громадян і товариств третіх країн.

             30 января 2006 года